Увеличить размер сайта: 🔍+ | 🔍- | Сброс
    Кадровый дефицит на рынке ИТ: ключевые стратегии и инновационные подходы к решению

    В наше время кадровый дефицит на рынке информационных технологий становится всё более актуальной проблемой. Спрос на IT-специалистов растёт с каждым годом, однако количество квалифицированных специалистов не всегда может удовлетворить потребности быстро развивающихся компаний. С генеральным директором НПЦ «Кейсистемс – Безопасность» Сергеем Николаевичем Сергеевым поговорили о подходах и ключевых стратегиях, которые направлены на преодоление кадрового дефицита в сфере ИТ и обеспечение успешного развития бизнеса.

    − Добрый день, Сергей Николаевич! Научно-производственный центр «Кейсистемс – Безопасность» уже больше 10 лет занимается разработкой программного обеспечения в сфере информационной безопасности и цифровой трансформации. Расскажите, пожалуйста, какие факторы влияют на информационную безопасность?
    − Сегодня информационная безопасность – это значимая часть как самого бизнес-процесса, организационной деятельности людей, так и защита в отношении внешних нарушителей, то есть от хакеров.

    Среди факторов, которые влияют на информационную безопасность, можно выделить следующие. Во-первых, мы постоянно находимся в условиях осуществления атак – кибервойны, что напрямую влияет на вопрос импортозамещения. С одной стороны, мы должны стремиться к технологической независимости от иностранных вендоров и создавать своё оборудование и программное обеспечение, с другой – технологии, которые мы получаем из-за границы, стали небезопасны, поэтому вырос спрос на отечественные аналоги и построение эффективных систем защиты. Во-вторых, это серьёзный кадровый дефицит. Я бы сказал, дефицит профессиональных компетенций, который не решается простым увеличением численности обучающихся. Мы должны комплексно решать проблему подготовки кадров. Нам нужны свои технологии, своя наука и специалисты, которые смогут не просто строить систему защиты по каким-то лекалам, но ещё и находить новые методы и подходы к этому.

    − Как вы решаете проблему дефицита кадров? Поделитесь своим опытом.
    − Проблему кадрового дефицита мы решаем в обязательной связке с учебными заведениями и научными организациями. Пожалуй, самое значимое для нас событие в 2023 году – это заключение трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Институтом системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук, Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова и Научно-производственным центром «Кейсистемс – Безопасность». Уже есть первые результаты. На факультете информатики и вычислительной техники ЧГУ им. И.Н. Ульянова открыта Лаборатория системного программирования и безопасной разработки программного обеспечения. Есть первые защиты бакалавров и потенциальные темы исследований. В будущем мы хотим работать в направлении науки с более серьёзными вопросами и рассчитываем, что у нас появятся первые аспиранты и защиты кандидатских и докторских диссертаций. Вместе с другими компаниями и высшими учебными заведениями мы должны искать новые подходы и погружать их в практическое поле, то есть создавать реальные технологии, которые позволяют добиваться результатов, в том числе бизнес-результатов. Если сейчас не вкладываться в науку, то придётся пользоваться технологиями, которые разработают другие. Наша компания ориентирована на участие в создании новых технологий, поэтому активно будет содействовать и растить людей, которые готовы двигаться в науку и искать свой путь в ней.

    Кроме этого, в ближайшее время мы планируем в широком смысле развивать систему «Альфа.Образование», чтобы для учащихся, студентов, специалистов, которые сталкиваются с вопросом защиты персональных данных, была наглядная информация. Это, пожалуй, самая важная социальная миссия, которую мы пропагандируем.

    − Сотрудничество с вузами – одно из ключевых направлений кадровой политики вашей компании. Вы берёте на стажировку студентов?
    − Как правило, мы набираем студентов на стажировку после 2−3 курсов. Продолжая обучение в вузе, они параллельно получают у нас опыт практической работы. Так специалист потихоньку растёт, приобретая рациональные и эмпирические знания, которые серьёзно подстёгивают потребности в академических знаниях. Как у любого взрослого, у студента возникает желание найти материал, изучить его, потому что он нужен в работе, а не потому, что так сказал преподаватель. Это совершенно по-другому стимулирует учиться. Между студентом, сотрудничавшим с нами, и студентом, получившим образование только в вузе, колоссальная разница.

    − Какие ещё советы вы могли бы дать руководителям IT-организаций, которые жалуются на нехватку специалистов?
    − По сути дела, всем IT-компаниям пришлось столкнуться с нехваткой специалистов и понять, что работа с кадрами начинается со школы. В 12 лет будущий молодой специалист осознаёт, чем он хочет заниматься. В школе начинает изучать базис, участвовать в школьных проектах и конференциях. Его тянет к математике, физике, информатике. Потом его надо немножко сориентировать. Для этого можно проводить производственные экскурсии, рассказывать ученикам, чем отличаются друг от друга бизнес-аналитик, программист и безопасник, помочь им с выбором профессии и учебного заведения. Надо искать для себя молодых людей, у которых есть потенциал, желание и настрой развиваться в сфере ИТ, и заключать с ними договор о целевом обучении. Таким способом лет через пять можно гарантированно получить хорошего специалиста. Конечно, можно подбирать его и на рынке труда, но затраты будут высокими, а успех не гарантирован.

    − Правительство России в 2022 году удвоило количество бюджетных мест по IT-направлениям в вузах. Это решит проблему кадрового голода в отрасли?
    − К сожалению, хотя в образовательной системе очень много мест для айтишников, есть большая беда – половина студентов не заканчивают обучение. Мы ожидаем, что на выходе будет 100 человек, а по факту их получается только 50. Почему так происходит? Это проблема профориентации, осознанного выбора абитуриентов. Они не понимают, куда приходят. Многие ученики с высокими баллами выбирают IT-направления часто из-за хайпа, хотя могли бы найти себя в иных дисциплинах. Половина высокого технического интеллектуального потенциала расплёскивается. Да, они как-то перераспределяются, переходят с факультета на факультет, но ничего хорошего в этом нет, и с этим тоже надо работать.

    − В завершение нашего интервью скажите, пожалуйста, сколько вакансий в настоящее время открыто в НПЦ «Кейсистемс – Безопасность»? Какими качествами должен обладать специалист вашей компании?

    − В статике вопрос дефицита кадров рассматривать очень сложно. Это бесконечный поток. В нашей компании постоянно открыто больше десятка вакансий. Нам нужны специалисты по информационной безопасности, программисты, бизнес-аналитики, менеджеры, маркетологи… Но это не означает, что мы готовы сейчас всех взять. Это, скорее, говорит о том, что у нас есть запрос на определённые компетенции.


    Мы не ищем человека под конкретную должность. Мы смотрим на то, что опыт этого человека может принести компании, какой у него потенциал развития, какие у него ценности. Если его устремления и способы достижения результата схожи с нашими, тогда нам по пути. Первое, что предстоит ему сделать, − впитать культуру компании. Наш потенциальный сотрудник – в какой-то степени предприниматель, человек с активной жизненной позицией, который стремится к успеху и не боится вызовов. Мы даём свободу, чтобы каждый смог проявить себя творчески.

    Подчеркну, если даже вакансия не опубликована, но специалисту нравится наша деятельность, а его таланты интересны команде, мы берём его. Как правило, как только обозначаешь себя и свою философию, люди, которые ей соответствуют, появляются сами. Пожалуй, именно такая кадровая политика сложилась в нашей компании.

    − Благодарю за интервью, Сергей Николаевич!

    В следующих выпусках мы продолжим разговор о наболевших проблемах в IT-сфере. Не пропустите!

    Беседовала Людмила Егорова
    Хочешь успешную карьеру? Выбирай ИТ-сферу!

    (интервью с Щипцовой Анной, деканом факультета информатики и вычислительной техники Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова)

    1. Какие основные проблемы стоят сейчас перед ИТ-отраслью в России? 
    В планах по цифровизации отечественной экономики есть одна серьезная проблема — кадровый голод, который ощущают все участники рынка. Чувашия не является исключением. 
    По заявлениям Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий  России сейчас ежегодная потребность в ИТ-специалистах с высшим образованием в России 220 тысяч в год, а к 2024 году достигнет 300 тысяч. 

    2. Ваш факультет осуществляет подготовку ИТ-специалистов. Каковы пути решения проблемы насыщения ИТ-отрасли кадрами? Как решает их университет?
    Пути решения проблемы представлены в профильных национальных программах России по цифровизации областей экономики и в государственной стратегии развития отрасли ИТ в России на период до 2024 года.  Среди них назову: ежегодное увеличение бюджетных мест на ИТ-направления подготовки в вузы России. 
    Естественно, решение этих задач актуально и для Чувашской Республики. И выпускников наших школ, и их родителей сегодня как никогда интересуют возможности получения качественного, высшего ИТ-образования. 
    «Оставайтесь дома!» - слышим мы сегодня отовсюду и поддерживаем этот призыв, добавляя; «Учитесь дома!» Дома для нас – это в Чувашии, в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова. 
    Хочешь успешную карьеру? Выбирай ИТ-сферу!, изображение №2
    По итогам 2019 года ЧГУ им. И.Н. Ульянова занял 77 место в рейтинге российских вузов «Национальное признание» среди 695 вузов России, а среди почти сотни классических университетов - 27-е место. Кстати, у нас весьма высокие рейтинги и по преподаванию информатики - 22 место. Замечу, что 19 место в этом рейтинге занимал Московский  технический университет им. Н.Э. Баумана. И это еще один повод задуматься о поступлении в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на факультет информатики и вычислительной техники и  о том стоит ли уезжать?   За период 2021-2022 годов  в национальном предметном рейтинге образовательные программы Университета по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника входят в первую лигу рейтинга (https://best-edu.ru/ratings/national/predmetnyj-nacionalnyj-agregirovannyj-rejting?ugs=9&view_organization=2521 ). При оценивании на входе использовались результаты сертификационных экзаменов выпускников, результаты которых попали в первую квартиль (А).
    В 2024 году на факультет информатики и вычислительной техники вновь возложена большая ответственность, мы получили от государства 284 бюджетных места на направления подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и специальность по очной форме обучения, что составляет почти 15% от всех бюджетных мест, выделенных университету на программы бакалавриата и специалитета в 2024 году. Следует заметить, что в среднем по Российским вузам это - 13%.  58 бюджетных мест выделено на программы магистратуры факультета, что составляет более 32% от всех выделенных университету  мест на программы магистратуры.  По нашим оценкам, каждый третий выпускник факультета этого года сможет продолжить обучение в нашей магистратуре.
    О чем это говорит? Цифры приема никем не придумываются, они обосновываются результатами анализа потребностей Чувашии в ИТ-специалистах и хорошими показателями трудоустройства выпускников факультета. Статистика ведется Пенсионным Фондом России по выпускникам очной формы обучения. Сегодня более 90% таких выпускников трудоустроены. Я не говорю здесь о выпускниках заочной формы обучения, которые поступают к нам, как правило, имея уже профильный диплом колледжа или техникума, и чаще всего уже трудоустроенные. Подавляющее большинство наших магистрантов совмещают работу и учебу,  благодаря удобному расписанию занятий. 
    В последние четыре года наши ребята после окончания обучения охотно идут служить в профильные научные роты Главного управления связи Минобороны (г. Санкт Петербург), Генштаба Вооруженных Сил России (г. Краснодар), Военного инновационного технополиса «Элита российской армии» (г. Анапа). Мы ежегодно получаем прекрасные отзывы от командиров научных рот о профессиональной подготовке наших ребятах.  
    «ЭРА» служба в научной роте
    Хочу заметить, что Университет ведет подготовку специалистов для решения ИТ-задач экономики и промышленности на целом ряде факультетов. Естественно специфика факультетов отражается в их образовательных программах. Но наш факультет – профильный! В разное время он имел разные названия, нынешнее название факультет получил в 2000 году. Первые выпуски кафедр факультета состоялись более 50 лет назад. За весь период существования кафедрами подготовлены тысячи специалистов, благодаря которым проходило становление и развивается сейчас отрасль ИТ в Чувашии.
    Наши выпускники сейчас трудятся по всему миру, среди них – и наши уважаемые постоянные партнеры, руководители крупнейших ИТ-компаний Чувашской Республики, имеющих неоспоримый авторитет в Российской Федерации, благодаря своим бизнес-проектам,   и первый вице-президент и руководитель ИТ-блока Газпромбанка,  и декан родственного нам факультета Санкт-Петербургского государственного университета (ЛЭТИ), и руководитель отдела разработки программного обеспечения одной из компаний Силиконовой долины. Работают наши выпускники и в странах Евросоюза, и в Австралии. И это доказывает, что наши выпускники конкурентоспособны на рынке труда, в том числе, и благодаря, личностным качествам и творческим способностям, для развития которых в университете созданы все условия.

    3. Уточните, пожалуйста, какие специальности вы относите к ИТ-сфере и кого вы называете ИТ-специалистом?
    Все направления подготовки и специальностей в России определяются перечнем федеральных государственных образовательных стандартов, которые утверждаются   Минобрнауки. Перечень разбит на группы по сферам.  
    На факультете информатики и вычислительной техники реализуется программы групп «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность».  
    В рамках этих групп факультет реализует 14 образовательных программ, в том числе:  7 программ бакалавриата, 4 программы магистратуры, 1 программу специалитета и 2 программы аспирантуры. Повторюсь, на все программы выделены бюджетные места, в том числе, впервые за последние годы и на программы аспирантуры. 
    В образовательных стандартах направлений подготовки и специальностей описаны общепрофессиональные компетенции, которые должны быть сформированы в подготовки специалиста.  И если данные компетенции предполагают способности к разработке алгоритмов и программ для решения практических задач, то значит идет речь о подготовке ИТ-специалиста. Таким образом, можно сказать следующее: разрабатывать алгоритмы и программы мы учим всех наших студентов. 
    Территория смыслов ИТ-смена.
    Недаром всех наших студентов часто называют программистами. Отчасти это так. Но на факультете информатики и вычислительной техники сейчас обучается более тысячи студентов по 12 образовательным программам, каждая из которых по-своему, интересна и специфична. Особо хочу отметить, что все наши программы прошли профессионально-общественную аккредитацию. Это очень значимо для нас, и на это особенно нужно обращать внимание нашим абитуриентам при выборе вуза и программы.

    4. Прокомментируйте, пожалуйста, реализуемые вами образовательные программы. Какая подготовка необходима для поступления к вам на факультет?
    Экспертное сообщество отмечает, что, к сожалению, уровень подготовки по информатике и ИКТ в разрезе школ достаточно разный. Алгоритмизации, а уж тем более программированию, в большинстве школ до сих пор уделяется недостаточное внимание.   Да и часов на это не хватает в школьной программе, в основном это 1 час в неделю. Как и во многих других вузах, мы принимаем на наш факультет,  по результатам ЕГЭ по математике, физике или информатике и ИКТ или химии и русскому языку, В 2023 году более 160 человек из поступивших на 1-й курс предоставили неплохие результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ. Кстати, физика нашим ребятам очень нужна. Она является основой для изучения электроники, принципов организации ЭВМ и микропроцессорных устройств.

    5. Многие родители и ребята интересуются, какие языки программирования мы изучаем и для решения каких задач учим разрабатывать программное обеспечение. 
    Нет однозначного ответа,  какой язык программирования сегодня поможет сделать головокружительную карьеру. Хорошо бы знать несколько языков, а каких языков – зависит от типа задачи и целей разработки: хотим ли мы разрабатывать десктопную систему, веб-приложение или мобильное приложение или, например, игру.  Программы факультета как раз и предполагают изучение средств разработки под конкретные задачи. За четыре года ребята получают внушительный багаж знаний в области средств разработки. Замечу, что продвинутые в программировании первокурсники, имеющие такие навыки до поступления на факультет, у нас не скучают.
    Открытие точки Кипения
    Мы привлекаем их к участию в олимпиадах и конкурсах, выполнению проектов, помогаем с контактами с работодателями. Это дает хороший результат и стимулирует остальных первокурсников подтягиваться до их уровня. А потому, мы ждем на наш факультет победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников; олимпиад из перечня, утвержденного Минобрнауки РФ и перечня олимпиад  ЧГУ имени И.Н. Ульянова.  В настоящее время у нас обучается 7 таких призеров и победителей. Университетом предусмотрена для таких ребят специальная стипендия в размере 10 тысяч рублей ежемесячно в первый семестр, а в случае успешной сдачи сессий в остальной срок обучения 4000 рублей ежемесячно. Более сотни ребят поступают на факультет с результатами выступлений на олимпиадах и конкурсах университета, высокобалльники, которые так же на период обучения претендуют на дополнительные стипендии, назначаемые вузом.
    Параллельно с формированием общепрофессиональных компетенций ребята погружаются в специфику программ. Коротко могу  остановится на каждой. 
    Очень интересные программы у нас имеются в рамках направления подготовки «Прикладная информатика». Профиль «Информатизация предприятий и организаций» обеспечивает кадрами широкий круг предприятий и организаций, которые имеют собственные автоматизированные бизнес-процессы или только хотят их автоматизировать (государственные услуги, бухгалтерский учет, банковские и финансовые операции, кадровый учет, ведение клиентской базы т.п.). А профиль «Прикладная информатика в дизайне» позволит на основе знаний технологии компьютерной графики, 3D- и 2D- моделирования и анимации, найти себя в сфере web-дизайна, разработки игр и миров дополненной и виртуальной реальности. Для этих целей на факультете имеются великолепно оснащенные лаборатории. Студенты данного профиля являются призерами и победителями международных и всероссийских конкурсов в области дизайна и графики, в том числе организованных компаниями 1С, Huawei и Oracle. 
    Вопросы   производства программного обеспечения в промышленных масштабах с привлечением команд специалистов, включающих программистов, дизайнеров, аналитиков, специалистов по базам данных изучаются на направлении подготовки «Программная инженерия». Это очень востребованные компетенции сегодня, так как здесь изучаются все этапы разработки программного продукта и  вопросы управления разработкой.
    Сегодня, когда многие переходят на удаленную работу и вопросы защиты информации становятся крайне актуальными, особенно интересны наши программы в области информационной безопасности.  Наши лаборатория технических и программно-аппаратных средств защиты информации   имеют все необходимое, реально применяемое на практике, оборудование для реализации этих программ. Но и отраслевые партнеры предоставляют нам для обучения свое уникальное оборудование и методики. Мы учим и как противодействовать хакерским атакам, и как мониторить незаконные финансовые операции, а так же как уберечь и защитить ценные или конфиденциальные данные от хищения.
    В 2019 году на базе реализуемых программ по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» мы открыли новый уникальный профиль по запросу электротехнического кластера Чувашской Республики «Программное обеспечение автоматизированных систем электроэнергетики». Сегодня кластер остро нуждается в программистах-разработчиках для быстрого и качественного перехода к цифровой энергетике, в основе которой лежат интеллектуальные, «умные» устройства и системы. А программист, это как раз тот человек, который наделяет разумом эти устройства. Студенты этого профиля с первого курса будут практиковаться на предприятиях электротехнического кластера. Мы готовы реализовывать этот профиль, и подтверждением тому являются  значимые победы в ежегодной всероссийской олимпиаде по программированию микроконтроллеров в г. Йошкар-Оле. А на эту олимпиаду съезжаются сильнейшие вузовские команды программистов со всей России.

    6. Вы упомянули отраслевых партнеров. Помогают ли они в реализации программ?
    У нас очень тесные связи с ИТ-бизнесом Чувашии. Мы хорошо знаем друг друга и постоянно на связи. Кадровый дефицит  ИТ-специалистов ощущается заметно. Всего, нужно заметить, в Чувашии около 500 организаций, чья основная деятельность – это деятельность в сфере ИТ.
    Анализ сайтов поиска работы показал наличие на сегодняшний день около 250 актуальных вакансий в Чувашии в области ИТ и интернета, среди которых   программисты-разработчики в области WEB, мобильных приложений, 1С, встраиваемого программного обеспечения,   системные аналитики, аналитики данных, менеджеры проектов, системные администраторы, SEO-специалисты, дизайнеры интерфейсов, тестировщики, копирайтеры и т.п. А сколько вакансий из других регионов России, да и мира, предлагающих удаленную работу вообще трудно сказать. Один только hh.ru предлагает таких вакансий более 5 тысяч по России. Замечу, что уровень заработной платы, предлагаемый по вакансиям, весьма достойный даже для претендентов без опыта.  Результатом эффективного сотрудничества стало открытие партнерских лабораторий совместно с ООО «Кейсистемс», ООО «НПЦ «КСБ», ООО «ИСЕРВ», ООО «Лидер Софт-внедренческий центр».

    7. Каковы формы взаимодействия отраслевых партнеров и факультета? 
    Во-первых, это – непосредственное участие в подготовке специалистов и в реализации разнообразных программ повышения квалификации и переподготовки, организация практик и стажировок, государственная итоговая аттестация в открытом формате с участием представителей ИТ-отрасли. Все достаточно традиционно, но имеет стабильный отличный результат. Очень важен для студентов постоянный живой контакт с отраслью для дальнейшего саморазвития, расширения профессионального кругозора и представления о требованиях работодателей.   
    Хочешь успешную карьеру? Выбирай ИТ-сферу!, изображение №6
    Во-вторых, появились новые формы сотрудничества, когда партнеры организуют для отбора студентов различные конкурсы и приглашают поработать в реальных проектах. В 2020 году команда нашего факультета взяла 1 место среди 25 команд  из разных регионов России и приз в 150 тысяч рублей в онлайн хакатоне, организованном ИТ-кластером Чувашской Республики.  Ребята разрабатывали цифровую платформу для мониторинга реализации национальных проектов. Также нужно отметить, что специфика ИТ-занятости позволяет нашим студентам активно совмещать работу и учебу уже с третьего, а порой и со второго курса. В 2023 году Университет вступил в члены кластера. Кластер активно поддерживает проведение профильных олимпиад и конкурсов проводимых факультетом для студентов и школьников. 

    8. Какие еще преимущества обучения в университете вы бы отметили?
    Дважды в 2019 и 2022 году коллектив научно-педагогических работников, сотрудников и обучающихся успешно прошел профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Аккредитацию проводила Ассоциация по сертификации «Русский регистр». Свидетельства о профессионально-общественной аккредитации по образовательным программам по УГСН  09.00.00 по итогам аккредитации в декабре 2022 года выданы на максимальные сроки: по программам магистратуры — на 3 года, по программам бакалавриата — на 4 года. 
    Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля».
    Как я уже отмечала, Университет поддерживает материально наших ребят разными видами стипендий, оплачивает расходы на участие в выездных мероприятиях. Поддержка со стороны государства также ощутима для обучающихся по нашим программам. Так ряд реализуемых на факультете  направлений подготовки и специальностей Правительство Российской федерации отнесло к приоритетным направлениям развития и модернизации российской экономики, и наши успевающие, творческие студенты могут претендовать на   дополнительные государственные стипендии в размере от 5 до 7 тысяч рублей. 
    В процессе учебы наши студенты проходят сертификацию в крупнейших ИТ-компаниях России в области разработки программного обеспечения и информационной безопасности, среди которых Астра Линукс, Код Безопасности, фирма 1С и др. Сертификация играет огромную роль при трудоустройстве и карьерном росте.
    А творческая и проектная деятельность наших студентов очень многогранна и высоко оценивается экспертами. Из последних самых ярких успехов это – гранты наших студентов Филиппова Николая в размере 2,4 млн. руб за победу в конкурсе «Таврида Арт» на реализацию проекта «ТВ-Академия», Охотина Кирилла, руководителя Киберклуба университета, за победу в конкурсе Фонда Президентских грантов  в размере 490 тыс. руб на реализацию проекта «Киберспорт – не игрушки». В 2022 году Киберклуб в финале Российской национальной премии «Твой ход» удостоен звания   «Киберспортивный клуб года». Выпускник факультета Дмитрий Заграничный благодаря своей активной творческой деятельности и отличной учебе назначен на должность руководителя проектов программы «Российская студенческая весна» Российского союза молодежи. Трудно назвать направления детальности, в которых бы студенты себя не проявили. Это и  волонтерская деятельность, и работа в студенческих отрядах, донорство, популяризация ИТ и безопасного поведения в Интернет среди школьников и многое, многое другое. 
    Все это в совокупности с неоспоримым преимуществом комфортного проживания   дома, в кругу родных и друзей, позволяет утверждать, что трудности обучения легче преодолеваются, и возможностей для самореализации очень много.
    Хочешь успешную карьеру? Выбирай ИТ-сферу!, изображение №7
    Подводя итог вышесказанному, советую нашим выпускникам, будущим абитуриентам сделать выбор в пользу самой интересной и перспективной карьеры в области   ИТ  и поступать на факультет информатики и вычислительной техники ЧГУ имени И.Н. Ульянова.
    Профессиональная деятельность выпускников

    Должности, которые может занимать выпускник факультета Информатики и вычислительной техники:
    • Администратор баз данных
    • Архитектор программного обеспечения
    • Менеджер по ИТ
    • Менеджер продуктов в области ИТ
    • Программист
    • Руководитель проектов в области ИТ
    • Руководитель разработки программного обеспечения
    • Системный аналитик
    • Специалист по информационным ресурсам и системам
    • Специалист по информационной безопасности
    • Специалист по тестированию в области ИТ
    • Специалист по финансовому мониторингу
    • Технический писатель (Специалист по технической документации в области ИТ)
    • Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем (ИКС)
    • Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов
    • Системный администратор ИКС
    • Специалист по администрированию сетевых устройств ИКС
    • Системный программист
    • Менеджер по продажам ИКС
    Подробнее...
    СМИ о факультете

    Буклеты для абитуриентов

    Газета Ульяновец о студентах ИВТ

    • Федор Хлебников - магистрант ИВТ (№3 от 26.01.2024);
    • Александр Иванов - студент по направлению «ИВТ» (№15 от 21.04.2023);
    • Платформа для обмена книгами и онлайн-рекрутер для студентов (№1 от 13.01.2023);
    • Всероссийский студенческий форум «Твой Ход» (№45 от 30.12.2022);
    • Кристина Петрова - студентка по направлению «ИВТ» (№14 от 15.04.2021);
    • Полина Денисова - студентка по направлению «ИВТ» (№13 от 08.04.2021);
    • Артемий Дружинин - студент по направлению «ИВТ» (от 09.10.2020);
    • Специалистов по информационной безопасности будут готовит в партнёрстве (от 02.10.2020);
    • Евгения Погорелова - магистрант по направлению "ИВТ" (от 11.06.2020);
    • Студенты ЧГУ выиграли грант Федерального агентства (от 15.05.2020);
    • Готовим кадры для ОПК (№11 от 27.03.2020);
    • Уникальный шанс погрузиться в профессию (от 13.03.2020);
    • Другая атмосфера (№2 от 24.01.2020);
    • Антон Андреев - студент по направлению «Программная инженерия» (№21 от (02.06.2017);
    • Андрей Петкун - студент по направлению «ИВТ» (№19 от (19.05.2017);
    • Верещагин Марк (№41 от (25.10.2016));
    • Даниил Агниашвили - студент по направлению «ИВТ» (№35 от (28.10.2016);
    • Виктория Брыкина о ЧГУ - студентка по направлению «ИВТ» (№34 от (06.10.2016);
    • Николаев Алексей - студент по направлению «ИВТ» (№8 от (03.03.2016);
    • Васильев Евгений - студент по направлению «ИВТ» (№1 от (14.01.2016);
    • Евгений Коробков — магистрант ИВТ (№39 от (04.12.2014));
    • Илья Сырцов — студент по специальности «ПОВТиАС» (№34 от 23.10.2014);
    • Алсу Ялалтдинова — магистрант ИВТ (№14 от 17.04.2014);
    • Мария Кочергина — студентка по специальности «ИБАС» (№11 от 27.03.2014);
    • Тимофей Исаков — студент по специальности «ИБАС» (№10 от 20.03.2014);
    • Роман Павлов — студент по специальности «ПОВТиАС» (№11 от 21.03.2013);
    • Феликс Агаков — выпускник факультета ИВТ (№43 от 12.07.2012);
    • Артём Йовенко — аспирант, магистрант факультета ИВТ (№59 от 13.12.2012, №69 от 15.12.2011);
    • Павел Павлов — выпускник факультета ИВТ (№60 от 20.12.2012)
    Абитуриенту про ИТ–специальности



    Статья "Кто такой ИТ–специалист?" предоставлена СЕРГЕЕВЫМ СЕРГЕЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, заместителем генерального директора компании ООО "Кейсистемс", выпускником факультета по специальности «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»:
    "Для молодого человека (или девушки), мечтающего стать профессионалом по информационным технологиям, самый верный путь – получение нормального высшего образования по одной из актуальных и востребованных специальностей. Таково моё мнение, подкрепленное личной 10–летней практикой набора ИТ–специалистов (иначе говоря, ИТ–рекрутинга). В этой статье я попробую в доступной форме ответить на типовые вопросы обычных абитуриентов и возьму на себя смелость дать пару практических советов по выбору специальности и ВУЗ'а.
    ИТ–специалист - это специалист, сфера деятельности которого относится к ИТ–отрасли:
    разработка тиражного программного обеспечения;
    предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
    разработка аппаратно–программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
    удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно–телекоммуникационной сети "Интернет".
    Я бы выделил следующие ИТ–специализации:
    Программирование (Developer, Systems Architect);
    Информационные системы (Business Analyst, Systems Analyst, Enterprise Architect, Database Adminstrator и др.);
    Оборудование и сети (Network Specialist, System Administrator, Service Manager, Technical Specialist);
    Информационная безопасность (ICT Security Manager, ICT Security Specialist).
    Наиболее близкие к ИТ-специализации:
    Медиа и информационные ресурсы (Content Manager, Product Manager);
    Дизайн (Web–Designer, GUI–Designer);
    Качество программного обеспечения (Test Specialist, Quality Assurance Manager).
    Какая ИТ–специальность самая востребованная? С точки зрения будущей оплаты труда выгоднее всего учиться на программиста: HeadHunter выбрала самые высокооплачиваемые специальности для выпускников.
    Моя рекомендация:
    при прочих равных выбирайте программирование, впрочем все прочие перечисленные мной направления не менее широко востребованы. Часто спрашивают, что изучать подробнее, каким конкретно направлением заниматься. Читайте обзоры и прогнозы, расширяйте кругозор, например: IDC, Технологии Третьей платформы как источник инноваций, роста и революционных преобразований во всех отраслях экономики.
    Обязательно ли получать высшее образование для работы в ИТ?
    К сожалению, многие молодые люди уверены, что не обязательно получать высшее образование для работы, к примеру, программистом. Никто не отнимет у вас клавиатуру и не запретить программировать без "корочки", однако разница между ремесленником и профессионалом видна и без всяких "корочек". Она столь же сильна, как разница между врачом с дипломом и знакомой теткой– соседкой с большим жизненным опытом. Впрочем, масла в огонь подливают выпускники многих "фиго–вузиков", чьи дипломы годятся сами знаете для чего. Возвращаясь к аналогии с врачами, почему–то "фиго–вузики" не спешат открывать специальность "врачебное дело", а дуром валять в ИТ и готовят "как–бы–айтишников".
    Когда я провожу собеседования на должность программиста, я обычно задаю несколько очень простых вопросов, которые определяют глубину понимания профессиональной сферы. Выпускник нормального ВУЗа отвечает на все, что называется, с ходу и еще недоуменно на меня смотрит: "что за элементарщину спрашивает?". Кандидат без диплома, даже с опытом работы, начинает плавать и обижаться: "Этого никто из программистов обычно не знает!". Ваше образование – это мера "потолка" сложности проектов, которые вам можно доверить; это подтверждение способности учиться сложному и доводить сложное дело до конца; это оценка значения производной первой–второй степени в кривой вашего профессионального развития. Когда "ремесленнику без диплома" придется заниматься более–менее сложным проектом, академические знания придется добирать в боевых условиях. В более "крутую" компанию вас просто не возьмут, пока не дорастете до нее лет за 10. Многие знания высшей школы (дискретная математика, цифровая обработка, автоматы и компиляторы и другие) вообще сложно добрать вне ВУЗа, а именно они дают полную связанную картинку знаний.
    Какие навыки надо иметь для реальной работы в ИТ?
    Наилучший источник информации сегодня - это профессиональные стандарты.
    Требуемые знания и навыки в стандартах описаны, причем все они довольно хорошо соотносятся со стандартами высшей школы (ФГОС) для ИТ–специальностей. Какую специальность получать в ВУЗе, тоже указано в этих стандартах.
    До сих пор есть люди, которые уверены, что система образования России – это "нафталин". Возражу. Во–первых, последние стандарты писали не чиновники, а представители ИТ–отрасли, во–вторых, в них учтены европейская рамка ИКТ–компетенций (European e–Competence Framework), рамка компетенций SFIA (Skills Framework for the Information Age) и другие документы из международной практики.
    А если по–простому?
    Главный навык – практическое применение знаний во время учебы. Программирование – работа исключительно творческая. Как научить, к примеру, художника рисовать? Ответ простой: вы должны заниматься этим каждый день, вам нужны учителя и наставники. Обязательно найдите себе место для стажировки в реальном производстве, не забывая об учебе.
    Какие языки программирования надо знать обязательно?
    Ответ простой: любой или никакой. Не надо искусственно придумывать для себя планку в два–три языка программирования. Если вы еще школьник – выберите любой язык, который вам доступен, чтобы сделать что–то живое своими руками. Наиболее ценный первичный навык – это структуры и алгоритмы обработки данных, то есть массивы, циклы, деверья, очереди, сортировки и т.п. Решайте задачи по программированию, читайте книги: "Алгоритмы. Построение и анализ" (Томас Х. Кормен), "Искусство программирования" (Дональд Э. Кнут).
    В какой ВУЗ поступать?
    Традиционно, абитуриент и его родители решают, ехать ли в московский (питерский, казанский и т.д.) ВУЗы или остаться поступать в своем городе.
    Главный критерий – качество образования, – легче всего его оценить по отзывам выпускников того же ВУЗа и факультета. Обратите внимание! В каждом из более–менее известных ВУЗов бывает несколько факультетов, которые готовят ИТ–специалистов. Уровень факультетов может кардинально отличаться, т.к. у них свой преподавательский состав, свой декан, да и конкуренция за абитуриентов между собой!
    Еще один критерий – места для практики и последующего трудоустройства выпускников. Нельзя учиться в ВУЗе, где на практику направляют с формулировкой "сам ищи место", дипломные работы пишут "под копирку, под шаблон", а на работу в приличные места потом не возьмут. На нормальном факультете вам предложат несколько мест для практики/стажировки, а все студенты старших курсов уже трудоустроены по специальности (ну, по крайней мере те, кто учится без "хвостов"). Не верите? Читайте: Google, Яндекс, Касперский, Microsoft, Mail.ru. Не поленитесь спросить, где работают студенты старших курсов интересного вам факультета? Региональные компании предлагают не меньше мест для стажировки и работы в сотрудничестве с региональными ВУЗами. В итоге, московский ВУЗ вполне может оказаться хуже, чем ближайший к вам ВУЗ региональный.
    Как стать топ–менеджером ИТ–компании?
    Пожалуй, один из самых интересных эффектов, которого можно достичь выбрав ИТ-специальность, это социальный лифт, скорость движения вверх которого зависит только от вас. Вполне можно стать топ-менеджером, когда тебе еще нет 30-ти. Дерзайте.
    Интересный факт: во многих ИТ-компаниях, включая мировых лидеров, основателями и топ–менеджерами являются вчерашние молодые студенты-айтишники. Да, и еще согласитесь, чертовски приятно, когда ты можешь поговорить с директором ИТ-компании, где ты пока работаешь стажером, на одном языке.
    Есть еще один путь – собственное дело. Сегодня существуют десятки (если не сотни, включая государственные) венчурных фондов, которые готовы проинвестировать вашу идею ИТ-стартапа. Можно и без венчуров, достаточно иметь пару друзей, ноутбуки на каждого, настойчивость и веру в собственные силы. Сравните ситуацию, к примеру, с банковским сектором: сможете создать новый банк–лидер отрасли? А в ИТ-сфере это очень даже возможно.
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Задать вопрос декану


Мы ВКонтакте

Предстоящие события
Вакансии и стажировки

Навигатор летней практики, вакансии для выпускников и обучающихся факультета

Узнать больше
Партнеры