Начали проект, движутся к победе
Интересно и чрезвычайно полезно: студенты Чувашского госуниверситета участвуют в инициативе «Сириус. Лето: начни свой проект». Акция Министерства образования и науки РФ и образовательного центра «Сириус» была запущена в 2020 году в рамках концепции умного отдыха и призвана объединить школьников вокруг актуальных проблем науки, технологий и бизнеса. Программа оказывает содействие занятости студентов на позиции наставников для работы с одаренными и талантливыми школьниками.
Семь проектов,12 тьюторов, 38 школьников: сегодня некоторые студенты ЧГУ рассказывают о реализации исследований.
Лариса НАЗАРОВА, магистрант 1 года обучения химико-фармацевтического факультета:
«Суть нашего проекта «Очистка хлорида натрия (соли) от примесей» заключается в разработке технологии, позволяющей получить рассол, пригодный для производства каустика, хлора и водорода электрохимическим методом. Тему выбирали вместе с научным руководителем доцентом ХФФ Н.Н. Ященко, а материал для изучения предоставил ПАО «Химпром». Исследование водно-солевых систем для направленного поиска эффективных способов очистки поваренной соли – актуальная задача. Хлорид натрия используется для получения физиологических и гипертонических растворов, а также для приготовления различных лекарственных средств.
В проекте участвуют десятиклассники чебоксарского лицея № 4. Они приобретают практические навыки работы в химической лаборатории, решают задачи по изучению качественного состава соли и осваивают методы количественного анализа. На данный момент мы исследовали химический состав сырья хлорида натрия и эффективность очистки методом кристаллизации. Изучили влияние различных условий кристаллизации (например, присутствие соляной кислоты), влияние температурного режима. Также исследовали свойства перекристаллизованного хлорида натрия и определили примеси».
Кристина ПЕТРОВА, студентка 3 курса факультета информатики и вычислительной техники:
«Вместе с пятью школьниками нам предстоит разработать веб-сайт, представляющий собой электронный школьный дневник, который мог бы стать подспорьем и ученикам, и их учителям.
Электронный дневник – инструмент для администрации школы и учителей, облегчающий каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей: знать об успехах и трудностях своего ребенка, быть на связи со школой.
На сегодняшний день сложность у нас одна – мы с моими подопечными из разных регионов, достаточно проблематично распланировать время. Но ребята в команде очень умные и увлеченные, с ними легко работать. Макет почти готов!»
Николай ЗАПОРОЖЕЦ, студент 4 курса факультета радиоэлектроники и автоматики:
«12 талантливых школьников и два их наставника (я и мой одногруппник Виталий Иванов) работают над проектом «Беспроводной счетчик посетителей». До мая мы создадим полнофункциональный макет устройства, которое будет считать посетителей, например, в магазине или любом другом месте, где это необходимо. Макет будет построен с использованием аппаратных и программных средств Arduino. Пока работаем дистанционно, но все получается».
Сергей ЛИМОНОВ, магистрант 1 года обучения машиностроительного факультета:
«Название проекта «Разработка роботизированного колесного трактора для автоматизации работ в сельскохозяйственной и коммунальной сферах» говорит само за себя. Наш метод управления позволит беспилотному трактору следовать по определенной траектории, а научно-техническим результатом станет новый подход к разработке системы дистанционного управления автономным сельскохозяйственным машинно-тракторным агрегатом.
Работа проходит в несколько этапов. Первый представляет из себя проектирование мехатронных приводов. Второй заключается в изготовлении и апробации мехатронных приводов на органах управления трактора. В третий этап входит разработка программ управления и протокола обмена данными по CAN-шине, а также передача данных с пульта дистанционного управления на приемник.
Сложности есть, заключаются они в отсутствии специализированного помещения для проведения сборочных работ над трактором в холодное время года, а также площадки при проведении испытаний. Да и пандемия создала временные трудности как в учебно-практическом направлении с учащимися школ, так и при проведении различных тестовых испытаний. Но мы не унываем: школьники занимаются 3D-печатью и сборкой узлов под присмотром наставников. Будущие абитуриенты получают знания и навыки в системах автоматизированного проектирования, учатся электротехнике, схематехнике и программированию».
Роза АЛЕКСАНДРОВА, студентка 4 курса факультета прикладной математики, физики и информационных технологий:
«Мы с Анастасией Козловой и пятью школьниками выбрали тему «Исследование и разработку моделей гидроэнергетических устройств, использующих энергию свободнопоточных течений».
В чем ее актуальность? Известно, что во всем мире наблюдается интенсивное развитие и внедрение альтернативной энергетики, работающей на возобновляемых источниках энергии, таких, как ветер, солнце, течение рек, океанических, морских и приливных течений. Перед учеными и инженерами встает задача разработки энергоагрегатов, причем эффективных, надежных и недорогих. Большинство свободнопоточных течений имеют небольшую скорость – 0,3-0,6 м/с. На рынке пока нет предложений гидроэнергоагрегатов и технических решений, которые могли бы эффективно преобразовывать энергию течений малых скоростей.
В процессе работы изучаем механизмы движения рек в открытых руслах, общие характеристики течения. А также исследуем обтекания тел различного профиля в лабораторном аквариуме.
Основная сложность – эпидемиологическая ситуация в стране и мире, которая слегка тормозит процесс. Надеюсь, мы успеем создать модель микро-гидроэлектростанции, способной генерировать большую мощность при малых скоростях течения».
Спрашивала Н. АРТАМОНОВА.