- «Лабораторный химический анализ». Участники проводили качественный анализ неорганических соединений в водных растворах, представляющий собой совокупность химических, физико-химических и физических методов, применяемых для обнаружения элементов, радикалов и соединений, входящих в состав анализируемого вещества. Наставником выступил доцент кафедры органической и фармацевтической химии химико-фармацевтического факультета Марьясов М. А.
- «Интернет-маркетинг».
Школьники знакомились с инструментами SMM (Social Media Marketing), способами продвижения продукта в глобальной компьютерной сети, методами проведения анализа потенциального рынка, каналами продвижения и инструментами контекстной рекламы. В роли наставника выступила старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Бабешкова Е.В. - «Интернет вещей». В лабораториях факультета радиоэлектроники и автоматики школьники знакомились с процессами автоматизации и подключения к сети объектов для обмена информацией. Под руководством доцента кафедры автоматики и управления в технических системах Васильевой Л.Н. самостоятельно собирали прототипы умных устройств, изучали сетевые протоколы, алгоритмы и структуры данных.
- «3D Моделирование для компьютерных игр». Школьники познакомились с основами компьютерной графики и программами для 3d моделирования под руководством старшего преподавателя кафедры компьютерных технологий Палова В.П. Каждый из ребят попробовал создать
собственную трехмерную модель в программе «3ds max». - «Разработка мобильных приложений». Участники проб создавали мобильные приложения для Android в среде Google AppInventor под руководством наставника доцента кафедры автоматики и управления в технических системах Картузова А.В. Приложения в этой среде создаются визуально и программируются на языке блочных диаграмм онлайн в Интернет.
- «Электроника». Школьники проводили доработку электрической схемы в современном САПР Multisim и функциональное временное моделирование схемы, а также практиковались в монтаже радиоэлектронных компонентов на платы вместе с наставниками, доцентами кафедры промышленной электроники Малининым В.Г. и Абрамовым С.В. С помощью набора РадиоКит ребята собирали и проверяли функциональность устройства с применением современных цифровых осциллографов.
- «Специалист по государственному и муниципальному управлению». В игровой форме школьники попробовали применить инструменты государственного и муниципального управления, решая непростые задачи, с которыми сталкиваются государственные служащие каждый день. Знакомиться с особенностями работы государственного служащего, необходимыми качествами, знаниями и навыками помогала старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики Васильева И.А.
- «Программные решения для бизнеса». Участники проб знакомились с основами имитационного моделирования социально-экономических объектов, разработкой компьютерной модели и проведением на этой модели вычислительных экспериментов. Под руководством старшего преподавателя кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса Назарова А.А. каждый смог решить с помощью имитационного моделирования несколько несложных задач, решение которых аналитическим методом невозможно.
- «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ». На этих пробах школьники познакомились с принципами работы токарных и фрезерных станков с числовым программным управлением. Под руководством наставника, старшего преподавателя кафедры технологии машиностроения Терентьева Е.А. в производственном корпусе машиностроительного факультета ребята увидели, как работают станки, предназначенные для механообработки изделий, попробовали компьютерного программирования в CAD / CAM системах.
- «Графический дизайн». На пробах школьники познакомились с возможностями современных графических программ на основе программы SketchbookPro. Каждый из участников под руководством наставника старшего преподавателя кафедры компьютерных технологий Палова В.П. попробовал воспроизвести предложенный шаблон или проявить фантазию, нарисовав собственный макет с помощью графического планшета.
- «Туризм». Участники пробы разрабатывали свой туристический маршрут по исторической части города Чебоксары, придумывали логотип и слоган для данного туристического маршрута. Вместе со своим наставником, доцентом кафедры экономической и социальной географии Трифоновой З.А. ребята изучали аналогичные предложения у туристских компаний, находили отличия в предложениях конкурентов и выявляли преимущества продвигаемого ими туристического маршрута.
- «Правоохранительная деятельность (Полицейский)». На пробах школьники знакомились с профессией «стража правопорядка», инструментами выявления и фиксации следов преступлений. Как настоящие эксперты, ребята проводили идентификацию лиц, оставивших отпечатки пальцев. Под руководством наставника, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Семеновой Н.В. ребята познакомились с порядком работы полицейских с административными делами, изучили правила заполнения протоколов административных правонарушений.
- «Архитектура». Участники проб знакомились с градостроительством, каждый смог почувствовать себя самостоятельным автором пространственных идей. Вместе с наставниками, заведующим кафедрой архитектуры и дизайна среды Сакмаровой Л.А. и ассистентом кафедры архитектуры и дизайна среды Бахмисовой М.А. школьники разрабатывали план и эскиз дизайна участка, создавали проект придомовой территории. А также в формате 3D моделировали жилой дом, разрабатывали его внутреннюю планировку и отделку.
- «Дизайн интерьера». Под руководством наставников, доцентами кафедры архитектуры и дизайна среды Андреевой О.П. и Ахметовой С.П. школьники осваивали профессию дизайнера интерьера. Каждый создал moodboard («палитру настроения») интерьера своей комнаты, где нашло отражение визуальное представление дизайн-проекта, состоящее из изображений мебели, декора для комнаты, цветовой палитры, текстиля, образцов различных материалов для напольного и настенного покрытия и т.д.
Профориентационный проект для школьников «Билет в будущее»: уроки профессионального мастерства от преподавателей Чувашского госуниверситета
30 ноября завершился третий цикл федерального проекта по ранней профориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее», который реализуется Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в рамках нацпроекта «Образование». В 2020 году в число площадок проекта вошел Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.
Проект включает в себя 3 этапа: онлайн-диагностика школьников; практические мероприятия, где под руководством наставника участники проекта знакомились с интересующей их профессией и выполняли задания из реальной профессиональной деятельности; выдача индивидуальных рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.
С июля по ноябрь 2020 года в практических мероприятиях, организованных на площадках Чувашского госуниверситета, приняли участие около 200 школьников Чувашской Республики. Практические мероприятия проходили в очном и онлайн форматах по компетенциям, востребованным в сфере промышленности, строительства, IT-технологий, предпринимательства, безопасности информационных систем. Спектр компетенций, по которым школьники прошли профессиональные пробы под руководством преподавателей ЧувГУ, был весьма разнообразен:
Кроме того школьники получили возможность стать участниками Фестиваля профессий, который проходил с 6 по 21 сентября в рамках финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Для школьников МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №62», МБОУ «СОШ №64», МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары преподаватели ЧувГУ провели уроки профессионального мастерства по компетенциям «Электроника», «Графический дизайн», «Правоохранительная деятельность (Полицейский)», «Дизайн интерьера». Все участники фестиваля получили памятные сувениры от WorldSkills Russia.Участие в проекте «Билет в будущее» позволило школьникам узнать больше о профессиях, которые наиболее востребованы не только в настоящее время, но и в перспективе. В лабораториях ЧувГУ, под руководством опытных наставников школьники примерили на себя интересующие их профессии, максимально полно погрузились в условия индустрии, ощутили все ее тонкости и подводные камни.